1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи и организационную основу деятельности Школьной службы примирения (далее — ШСП) [название образовательной организации] (далее — Школа) и объединяет участников образовательных отношений, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной модели медиации в образовательной организации.
1.2. ШСП осуществляет деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Указом Президента РФ от 17.05.2023 № 358 «О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года», федеральными нормативными правовыми актами, законами и нормативными правовыми актами города Москвы, Методическими рекомендациями по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (письмо Минпросвещения России от 28.04.2020 № ДГ-375/07), Методическими рекомендациями по организации деятельности служб медиации и примирения (письмо Минпросвещения России от 11.04.2025 № 07-1660), Уставом Школы и настоящим Положением.
1.3. ШСП является приоритетным способом реагирования на споры, конфликты, противоправное поведение (правонарушения) несовершеннолетних. В случае невозможности решить конфликт путём переговоров и восстановительной медиации Школа может применить иные способы урегулирования конфликта и/или меры воздействия.
Участники в равной степени ответственны за исполнение совместно принятых договорённостей по урегулированию конфликта.
3.1. Персональный состав ШСП утверждается приказом директора Школы.
3.2. В состав ШСП входят педагогические работники, обучающиеся 7–11 классов, родители (законные представители), прошедшие обучение по проведению восстановительных программ в ГБУ ГППЦ ДОНМ.
3.3. Руководителем (куратором) ШСП является педагогический работник Школы, прошедший обучение по проведению восстановительных программ.
3.4. Руководитель (куратор) ШСП:
3.5. Обучающиеся участвуют в деятельности ШСП только с согласия родителей (законных представителей), в рамках ученического самоуправления, проектной, внеурочной и предпрофессиональной деятельности.
4.1. ШСП получает информацию о конфликтах и нарушениях поведения несовершеннолетних от педагогов, обучающихся, администрации Школы, родителей (законных представителей).
4.2. ШСП самостоятельно принимает решение о возможности проведения примирительной программы в каждом конкретном случае, в том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица Школы.
4.3. Восстановительные программы («Круг сообщества», «Восстановительная медиация», «Профилактический круг») проводятся только при согласии сторон. Сторонам предлагаются все возможные виды помощи, существующие в Школе.
Направлена на конструктивное урегулирование последствий школьных конфликтов, в том числе нарушений дисциплины и правонарушений. Рекомендуется:
Основана на принципах восстановительного подхода; при поддержке беспристрастного ведущего две стороны приходят к взаимопониманию и самостоятельно договариваются о способах урегулирования конфликта, заглаживании причинённого вреда (если он есть), нормализации отношений и предупреждении повторения ситуации.
Рекомендуется в случаях:
Алгоритм работы с ситуациями, имеющими риск эскалации конфликта, в рамках которого участники берут на себя ответственность за их предотвращение и/или улучшение отношений согласно принципам восстановительного подхода. Рекомендуется:
Приёмы восстановительного подхода, направленные на укрепление взаимоотношений, сотрудничества и ответственного поведения участников: «поддерживающие высказывания», «восстановительные высказывания», «восстановительные вопросы», «структурированная беседа классного руководителя с педагогом-предметником и родителем по проблеме учащегося» и др.
4.8. Если действия несовершеннолетних квалифицированы правоохранительными органами как правонарушение или преступление, для проведения программы необходимо согласие родителей (законных представителей) и/или их участие. Проведённая восстановительная программа не отменяет рассмотрения дела в КДН и ЗП или суде, однако её результаты и достигнутые договорённости могут учитываться при вынесении решения. Администрация Школы вправе ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора и иных документов.
4.9. Переговоры с родителями (законными представителями) и должностными лицами проводит руководитель (куратор) ШСП.
4.10. Работник ШСП вправе отказаться от проведения процедуры примирения или иной восстановительной программы в случае недостаточной квалификации или невозможности сохранения нейтральности из-за личных взаимоотношений с участниками. В этом случае работа поручается другому специалисту.
4.11. ШСП самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программ в каждом отдельном случае. Договорённости и решения, достигнутые сторонами, могут быть раскрыты третьим лицам только по согласованию со сторонами.
4.12. В случае достижения соглашения результаты фиксируются в письменном примирительном договоре или устном соглашении.
4.13. При необходимости ШСП передаёт копию примирительного договора администрации Школы.
4.14. ШСП помогает определить способ выполнения взятых сторонами обязательств, но не несёт ответственности за их исполнение. При возникновении трудностей ШСП может проводить дополнительные встречи для анализа причин и поиска решений.
4.15. ШСП информирует участников о возможностях других специалистов (социального педагога, педагога-психолога, учителя-дефектолога и др.).
4.16. По согласованию с администрацией Школы специалисты ШСП могут проводить программы разрешения конфликтов между педагогическими работниками и администрацией, родителями и детьми, а также по семейным конфликтам и спорам.
4.17. Все участники ШСП несут ответственность за соблюдение конфиденциальности информации в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
5.1. Администрация Школы предоставляет ШСП помещение и необходимые ресурсы (оборудование, оргтехнику, канцелярские принадлежности, средства информации и др.).
5.2. Оплата работы руководителя (куратора) ШСП может осуществляться из средств фонда оплаты труда образовательной организации или из иных источников.
5.3. Администрация Школы содействует распространению информации о деятельности ШСП среди педагогических работников и обучающихся, поддерживает обращения педагогов и учащихся в ШСП, содействует освоению ими навыков восстановительного подхода.
5.4. ШСП взаимодействует в рамках компетенции с классными руководителями, педагогом-психологом, социальным педагогом и другими специалистами Школы.
5.5. Методическая поддержка и сопровождение ШСП осуществляются психолого-педагогическими центрами и/или общественными организациями, имеющими обученных и практикующих специалистов.
5.6. Если стороны конфликта согласились на участие в примирительной встрече («Круг сообщества» или «Школьная восстановительная конференция»), применение административных санкций в отношении участников внутри Школы приостанавливается. Решение о возобновлении действий принимается после получения информации о результатах работы ШСП и достигнутых договорённостях.
5.7. Администрация Школы проводит совещания с участием ШСП по вопросам улучшения работы службы и взаимодействия с педагогами, чтобы предоставить возможность участия в примирительных встречах большему числу желающих.
5.8. ШСП вправе вносить на рассмотрение администрации Школы предложения по снижению конфликтности в образовательной организации.
6.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения.
6.2. Изменения в настоящее Положение вносятся по предложению ШСП, Управляющего совета или иных органов самоуправления и утверждаются приказом директора Школы.