Предлагаем вариант типового положения о школьной службе медиации и примирения с правками от сентября 2025 для использования в работе.
Данный текст разрешается копировать, редактировать под свою организацию для последующего согласования на управляющем совете и с директором.
Положение о школьной службе медиации и примирения в [название образовательной организации]
[Шапка Вашей образовательной организации] [Полное наименование, адрес, ИНН/ОГРН (при необходимости)]

ПОЛОЖЕНИЕ
о школьной службе медиации и примирения (ШСП)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи и организационную основу деятельности Школьной службы примирения (далее — ШСП) [название образовательной организации] (далее — Школа) и объединяет участников образовательных отношений, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной модели медиации в образовательной организации.

1.2. ШСП осуществляет деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Указом Президента РФ от 17.05.2023 № 358 «О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года», федеральными нормативными правовыми актами, законами и нормативными правовыми актами города Москвы, Методическими рекомендациями по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (письмо Минпросвещения России от 28.04.2020 № ДГ-375/07), Методическими рекомендациями по организации деятельности служб медиации и примирения (письмо Минпросвещения России от 11.04.2025 № 07-1660), Уставом Школы и настоящим Положением.

1.3. ШСП является приоритетным способом реагирования на споры, конфликты, противоправное поведение (правонарушения) несовершеннолетних. В случае невозможности решить конфликт путём переговоров и восстановительной медиации Школа может применить иные способы урегулирования конфликта и/или меры воздействия.

2. Цели, задачи, принципы и виды деятельности ШСП

2.1. Цели ШСП

  1. Формирование у участников образовательных отношений позиции активного участия и посильного вклада в развитие благоприятной среды для духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.
  2. Создание условий, при которых участники образовательных отношений могут самостоятельно восстановить нарушенные отношения, доверие, загладить причинённый моральный ущерб.
  3. Развитие знаний, умений и навыков конструктивного поведения в конфликте, основанных на общечеловеческих ценностях: признание уникальности личности, взаимное принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов без ущерба для других.

2.2. Задачи ШСП

  • Снижение деструктивного влияния конфликтов между участниками образовательных отношений.
  • Содействие профилактике агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди обучающихся, профилактика правонарушений несовершеннолетних (в т.ч. совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста уголовной ответственности).
  • Координация усилий педагогических работников и родителей (законных представителей) по предотвращению неблагоприятных сценариев развития ситуации обучающегося.
  • Повышение социальной и конфликтной компетентности участников образовательных отношений.
  • Интеграция принципов восстановительной медиации в систему образовательных отношений.

2.3. Принципы деятельности ШСП

  • Добровольность участия сторон, вовлечённых в конфликт.
  • Конфиденциальность сведений, полученных на встречах со специалистами ШСП.
  • Нейтральность специалистов ШСП по отношению ко всем участникам конфликта.
  • Равноправное участие сторон, равные возможности высказываться и быть услышанным.
  • Взаимное уважение и сотрудничество.
  • Ответственность сторон за принятые решения и их исполнение.

Участники в равной степени ответственны за исполнение совместно принятых договорённостей по урегулированию конфликта.

2.4. Виды деятельности ШСП

  1. Проведение программ восстановительного разрешения конфликтов и споров для участников образовательных отношений.
  2. Обучение участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности.
  3. Организация просветительских мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации.

3. Порядок формирования ШСП

3.1. Персональный состав ШСП утверждается приказом директора Школы.

3.2. В состав ШСП входят педагогические работники, обучающиеся 7–11 классов, родители (законные представители), прошедшие обучение по проведению восстановительных программ в ГБУ ГППЦ ДОНМ.

3.3. Руководителем (куратором) ШСП является педагогический работник Школы, прошедший обучение по проведению восстановительных программ.

3.4. Руководитель (куратор) ШСП:

  • осуществляет общее руководство деятельностью службы, проектирует работу и развитие службы;
  • координирует примирительные программы;
  • осуществляет взаимодействие с администрацией Школы;
  • проводит совместно с членами службы и обучающимися мероприятия по распространению опыта деятельности ШСП;
  • обеспечивает получение информации о конфликтных ситуациях и организационные условия для проведения восстановительных программ.

3.5. Обучающиеся участвуют в деятельности ШСП только с согласия родителей (законных представителей), в рамках ученического самоуправления, проектной, внеурочной и предпрофессиональной деятельности.

4. Порядок работы ШСП

4.1. ШСП получает информацию о конфликтах и нарушениях поведения несовершеннолетних от педагогов, обучающихся, администрации Школы, родителей (законных представителей).

4.2. ШСП самостоятельно принимает решение о возможности проведения примирительной программы в каждом конкретном случае, в том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица Школы.

4.3. Восстановительные программы («Круг сообщества», «Восстановительная медиация», «Профилактический круг») проводятся только при согласии сторон. Сторонам предлагаются все возможные виды помощи, существующие в Школе.

4.4. Программа «Круг сообщества»

Направлена на конструктивное урегулирование последствий школьных конфликтов, в том числе нарушений дисциплины и правонарушений. Рекомендуется:

  • при многосторонних конфликтах с участием большинства учеников класса;
  • при выявлении буллинга;
  • при конфликтах между родителями обучающихся класса;
  • при необходимости примирения конфликтующих группировок в классе;
  • при напряжённых отношениях в коллективе;
  • для поиска выхода из сложной педагогической ситуации.

4.5. Программа «Восстановительная медиация»

Основана на принципах восстановительного подхода; при поддержке беспристрастного ведущего две стороны приходят к взаимопониманию и самостоятельно договариваются о способах урегулирования конфликта, заглаживании причинённого вреда (если он есть), нормализации отношений и предупреждении повторения ситуации.

Рекомендуется в случаях:

  • конфликт между двумя обучающимися (в т.ч. с участием их родителей);
  • конфликт между родителем обучающегося и педагогом;
  • конфликт между педагогами;
  • конфликт между ребёнком и родителем.

4.6. «Профилактический круг»

Алгоритм работы с ситуациями, имеющими риск эскалации конфликта, в рамках которого участники берут на себя ответственность за их предотвращение и/или улучшение отношений согласно принципам восстановительного подхода. Рекомендуется:

  • для выстраивания партнёрских отношений между школой и родителями;
  • для развития класса как коллектива;
  • для профилактики возможных конфликтов;
  • при формировании нового класса, объединении классов и т.п.

4.7. «Малые восстановительные практики»

Приёмы восстановительного подхода, направленные на укрепление взаимоотношений, сотрудничества и ответственного поведения участников: «поддерживающие высказывания», «восстановительные высказывания», «восстановительные вопросы», «структурированная беседа классного руководителя с педагогом-предметником и родителем по проблеме учащегося» и др.

4.8. Если действия несовершеннолетних квалифицированы правоохранительными органами как правонарушение или преступление, для проведения программы необходимо согласие родителей (законных представителей) и/или их участие. Проведённая восстановительная программа не отменяет рассмотрения дела в КДН и ЗП или суде, однако её результаты и достигнутые договорённости могут учитываться при вынесении решения. Администрация Школы вправе ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора и иных документов.

4.9. Переговоры с родителями (законными представителями) и должностными лицами проводит руководитель (куратор) ШСП.

4.10. Работник ШСП вправе отказаться от проведения процедуры примирения или иной восстановительной программы в случае недостаточной квалификации или невозможности сохранения нейтральности из-за личных взаимоотношений с участниками. В этом случае работа поручается другому специалисту.

4.11. ШСП самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программ в каждом отдельном случае. Договорённости и решения, достигнутые сторонами, могут быть раскрыты третьим лицам только по согласованию со сторонами.

4.12. В случае достижения соглашения результаты фиксируются в письменном примирительном договоре или устном соглашении.

4.13. При необходимости ШСП передаёт копию примирительного договора администрации Школы.

4.14. ШСП помогает определить способ выполнения взятых сторонами обязательств, но не несёт ответственности за их исполнение. При возникновении трудностей ШСП может проводить дополнительные встречи для анализа причин и поиска решений.

4.15. ШСП информирует участников о возможностях других специалистов (социального педагога, педагога-психолога, учителя-дефектолога и др.).

4.16. По согласованию с администрацией Школы специалисты ШСП могут проводить программы разрешения конфликтов между педагогическими работниками и администрацией, родителями и детьми, а также по семейным конфликтам и спорам.

4.17. Все участники ШСП несут ответственность за соблюдение конфиденциальности информации в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

5. Организация деятельности ШСП

5.1. Администрация Школы предоставляет ШСП помещение и необходимые ресурсы (оборудование, оргтехнику, канцелярские принадлежности, средства информации и др.).

5.2. Оплата работы руководителя (куратора) ШСП может осуществляться из средств фонда оплаты труда образовательной организации или из иных источников.

5.3. Администрация Школы содействует распространению информации о деятельности ШСП среди педагогических работников и обучающихся, поддерживает обращения педагогов и учащихся в ШСП, содействует освоению ими навыков восстановительного подхода.

5.4. ШСП взаимодействует в рамках компетенции с классными руководителями, педагогом-психологом, социальным педагогом и другими специалистами Школы.

5.5. Методическая поддержка и сопровождение ШСП осуществляются психолого-педагогическими центрами и/или общественными организациями, имеющими обученных и практикующих специалистов.

5.6. Если стороны конфликта согласились на участие в примирительной встрече («Круг сообщества» или «Школьная восстановительная конференция»), применение административных санкций в отношении участников внутри Школы приостанавливается. Решение о возобновлении действий принимается после получения информации о результатах работы ШСП и достигнутых договорённостях.

5.7. Администрация Школы проводит совещания с участием ШСП по вопросам улучшения работы службы и взаимодействия с педагогами, чтобы предоставить возможность участия в примирительных встречах большему числу желающих.

5.8. ШСП вправе вносить на рассмотрение администрации Школы предложения по снижению конфликтности в образовательной организации.

6. Заключительные положения

6.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения.

6.2. Изменения в настоящее Положение вносятся по предложению ШСП, Управляющего совета или иных органов самоуправления и утверждаются приказом директора Школы.

Made on
Tilda